Исходя из доклада Банка России о денежно-кредитной политике (ДКП), провал в темпах экономического роста в 2019 году сменится почти мгновенным выходом на рост в 2% ВВП в год уже с начала 2020 года с сохранением его на этом «потолочном» уровне до 2022 года.
Инвестиционную активность ЦБ при этом почти полностью связывает с госрасходами — частные проекты в его расчетах до 2022 года большой роли не играют.
Декабрьский доклад о ДКП Банка России — регулятор распространил его вчера — подробно раскрывает логику коррекции ЦБ трехлетнего макропрогноза накануне последнего заседания совета директоров. Напомним, в прогнозе Банк России снизил оценки инфляции на 2019 и 2020 годы (глава ЦБ Эльвира Набиуллина при снижении ключевой ставки объясняла происходящее наложением краткосрочных дезинфляционных факторов на низкий спрос в экономике), но позднее (см. “Ъ” от 20 декабря) заявил о сокращении разрыва ВВП со второго полугодия 2019 года и выходе экономического роста на потенциальный уровень в 2020 году. Центральным моментом доклада можно считать расчеты ЦБ, по которым в базовом сценарии прогноза динамика ВВП возвращается на уровень чуть выше 2% уже по итогам первого квартала 2020 года (экономический рост в последнем квартале 2019 года, исходя из этого, будет чуть ниже, чем в третьем, когда он составил 1,7%) — и далее будет ускоряться чрезвычайно медленно — к концу 2022 года ЦБ оценивает ее в 2,2%.
Таким образом, де-факто все происходящее с ростом в 2019 году объявлено в определенной степени результатом случайностей, а ключевым объяснением слабого спроса в экономике в первом полугодии ЦБ практически официально объявил сдвижение графика бюджетных расходов. Отметим, их замедление в 2019 году выглядит на практике более сложным явлением, чем только квартальная (в первом квартале 2019 года) отсрочка трат по нацпроектам: влияние оказали и косвенно связанные с нацпроектами проблемы региональных бюджетов, и казначейская реформа, и ряд других факторов.
В целом в описании ЦБ экономика РФ — в значительной степени госэкономика, в которой госрасходы определяют экономическую динамику в первую очередь.
«Годовой темп прироста инвестиций в основной капитал в III квартале 2019 г. составил 0,8% (II квартал 2019 г.: 0,6%). Рост вложений в основной капитал несколько ускорился, что отчасти было обусловлено динамикой инвестиционных расходов бюджета. Так, в III квартале годовой темп прироста капитальных расходов бюджетной системы повысился до 3,7% в номинальном выражении (II квартал 2019 г.: -4,5%). Положительный вклад госинвестиций в годовой прирост вложений в основной капитал в III квартале 2019 г. составил 0,3 п. п. В то же время инвестиции частного сектора сокращались. Инвестактивность предприятий сдерживали как общая макроэкономическая неопределенность, так и продолжающееся замедление роста потребительского спроса. Уровень инвестиций в основной капитал частного сектора вернулся к уровню начала 2018 г.» — эта цитата из доклада о ДКП выглядит вполне исчерпывающим описанием.
Негосударственный сектор экономики при этом вряд ли можно считать сильно страдающим. Так, несмотря на некоторое замедление роста корпоративного кредитования, компании, в том числе частные, в 2019 году находились, по сути, на пике формы — «сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций за скользящий год остается на максимальных за последние 12 лет уровнях», пик был достигнут в апреле — 15,7 трлн руб. Ускорение роста с третьего квартала обеспечил быстрый рост оптовой торговли — ее оборот вырос на 4,1% год к году.
Выход на де-факто среднемировые темпы роста в 2020—2022 годах, предполагает ЦБ (прогнозы роста крупнейших экономик мира в прогнозе снижены, в том числе по Китаю до 5,5% в 2022 году), будет обеспечиваться «накоплением положительного эффекта» нацпроектов и бюджетного правила. Частные инвестиции могут усилить рост, но как на отдельный фактор на них, в сущности, не рассчитывают — по крайней мере до 2023 года. Видимо, природа «двухпроцентного потолка», в который экономика РФ должна упереться уже через несколько месяцев,— в этом: госинвестиции, в отличие от частных, ограничены бюджетным правилом, а причины для роста частных вложений на 2020 год неочевидны.